Все церковные праздники сегодня 30 января 2019 чтят православные христиане | Газета Нова

Все церковные праздники сегодня 30 января 2019 чтят православные христиане

30 января отмечается 2 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.

Церковные православные праздники 30 января

Преподобного Антония Дымского

Чествование святого Антония – основателя монастыря на берегу Дымного озера. Годы жизни: ок. 1157-1224.

Преподобный и богоносный отец наш Антоний Дымский родился в 1206 году в Великом Новгороде при князе Мстиславе Мстиславовиче Удатном и во дни правления великого князя владимирского Всеволода (во святом крещении Дмитрия) Юрьевича Большое Гнездо. Родители, имена которых, к сожалению, остались неизвестными, как гласит предание, с младенчества прилежно воспитывали Антония в христианском благочестии и поэтому неудивительно, что он рано почувствовал влечение к иноческой жизни. Посещая церковь отрок становился в отдалении от людей, чтобы во время пения и молитв не вступать ни с кем в беседы о вещах земных и тленных.

Однажды, когда в храме читали Святое Евангелие, в его душу глубоко проникли слова Спасителя: «Аще кто хочет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16,24). Так явился на нем Промысел Божий приводящий избранных на путь им предназначенный. Размышляя об услышанном в Евангелии, он решил покинуть родительский дом и путем иноческих подвигов приобретать спасение души.

В 1225 году Антоний пришел в обитель Всемилостивого Спаса на Хутыни, недалеко от Новгорода, во время игуменства преподобного Варлаама, прося облечь его в ангельский образ. Было ему тогда от роду девятнадцать лет. Не сразу настоятель исполнил просьбу юного послушника. Прошло два года, прежде чем Варлаам видя настойчивое и искреннее желание своего ученика постриг его в 1227 году. С этого времени преподобный Антоний, являя совершенное послушание наставнику своему, всего себя предал Господу и старался казаться меньшим среди живущих в монастыре; тщательно и смиренно проходил порученные ему послушания, не упуская ни правила своего, ни служб церковных. Первым приходил в храм и последним покидал его, ежедневно преуспевая в иноческих подвигах.

В 1238 году случилось монастырю надобность по церковным делам отправить кого-либо из братии в Константинополь к Вселенскому Патриарху Афанасию. Смиренный Антоний, как преуспевающий более всех в духовных делах и добродетелях был избран братиею для совершение этого нового подвига.. Посылая его в дальний путь игумен говорил любимому ученику:«Иди, чадо, с миром. Господь да устроит твой путь. Если он покажется тебе трудным и прискорбным, помни, что вратами тесноты и скорби нам предстоит войти в Царствие Божие».

Получив благословение, Антоний отправился в Византию, ведомый словами самого Христа: «Не убойтеся от убивающих тело, и потом не могущих лишнее что сотворити» (Лк. 12, 4), не переставая в своём земном странствии питать душу памятованием пути, ведущим его в Небесную Отчизну.

Неизвестно, какие именно нужды были причиной его посольства; однако по прибытии в Царьград, он был с честью принят патриархом. Исполнив монастырское послушание, Антоний пробыл ещё некоторое время в Константинополе, внимая мудрым наставлениям святителя, как в этом отнюдь не безмятежном мире следует управлять кораблем временной жизни и вернулся в Хутынскую обитель, принеся с собой церковные вещи, которые передал патриарх как благословение игумену и для украшения монастыря.

После пятилетнего отсутствия Промыслу Божию было угодно устроить его возвращение в монастырь в скорбный для него час преставления его основателя. Перед смертью Варлаам созвал плачущую братию. Утешая учеников, он заповедал им не ослабевать в посте и молитвах и жить каждый день как последний. Прощаясь, сообщил, что наставником вместо себя, экономом их душ и телес, оставляет сверстника своего, что означает равного ему в духовных дарованиях, Антония, который был водим по жизни его молитвою.

Преподобный Варлаам, как повествует нам составитель его жития, возложив на себя крестное знамение, на память Павла исповедника, Патриарха Константинопольского, предал всечестную душу свою в руце всех Бога 6/19 ноября 1243 года.

Погребал Антоний своего учителя вместе с архиепископом Великого Новгорода и множеством прибывших на похороны иереев, игуменов и черноризцев. Присутствовал на прощании с игуменом Варлаамом и князь Александр Ярославович Невский, почитатель преподобного, ибо знаменит и уважаем был отче Варлаам своим истинным служением и дивным житием.

После кончины учителя в том же 1243 году Антоний принял монастырское строение и братию будучи в управлении верным блюстителем устава обители, оставленного Варлаамом, и исполняя его наказ достроил каменную церковь Преображения, начатую преподобным, и благолепно её украсил и расписал Однако меньше года Хутынскому монастырю суждено было украшаться и процветать заботами Антония. Смиренный ученик преподобного Варлаама предпочёл безвестное подвижничество в лесной глуши многосложным и почётным заботам в сане настоятеля.

Стоя на молитве он долго, со слезами, просил Господа и Его Пречистую Матерь указать ему место упокоения его старости. В одном из списков его жития говориться, что он покинул Хутынь из-за многолюдства, а также мы узнаём о крамолах и прекословии братии по отношению к новому игумену. После тайного оставления монастыря, Хутынской обителью стал управлять преподобный Ксенофонт Робейский, впоследствии основатель одноименной обители.

Немалое пространство преодолел Антоний по лесам и дебрям, пока, наконец, достигнул места, где сегодня стоит Антониево-Дымский монастырь и где теперь почивают его святые мощи. Внизу, у подножия холма, обнимая его, дышало свежестью небольшое озеро. Над его поверхностью, отражавшей небо и окрестный лес поднимался, как дым, легкий белый туман отчего и названо оно было Дымским. Полная первозданной тишины пустыня источала глубокое безмолвие и как нельзя лучше подходила для монашеской жизни.

Найдя обретенное место у Дымского озера очень удобным для монашеского поселения Антоний воздел руки свои к небу и долго молился со слезами, благодаря Бога и призывая на избранное место благословение Творца. Затем встав от молитвы он поставил небольшой шалаш, который был огражден со всех сторон высокой травой и кустарником. А спустя некоторое время выкопал себе пещеру на зимний период и построил келью. Было ему тогда тридцать семь лет и вторую половину жизни он провел уже в пустыне Дымской.

Трудясь днем, а в ночи стоя на молитве, Антоний избегал телесного покоя. Для еще большего измождения своей плоти он постоянно носил на теле тяжелые вериги, а голову покрывал железной шляпой с широкими полями весом около шести килограммов. Причем поля этой шляпы были прибиты к тулье гвоздями так, что врезались в голову и с течением времени от постоянного ношения образовывали незаживающие язвы. А тяжесть шляпы усиливала боль, напоминая Антонию муку тернового венца Спасителя. Существуют свидетельства, что шляпа эта лежала на тумбе у раки преподобного вплоть до конца XIX века.

Но даже дремучие дымские леса не могли надолго скрыть богоугодного жития преподобного от искренних последователей избранного жизненного пути. По мере того, как распространялся слух о подвижничестве одного из первых северных отшельников вокруг него стала собираться братия. Приходили к нему и монашествующие из других монастырей. Так с течением времени глухая и безлюдная пустыня стала заселяться. И тогда будущие насельники, посовещавшись между собой, с общего согласия, обратились к возвратившемуся в 1250 году из орды новгородскому князю Александру Ярославовичу Невскому с просьбой дать жалованную грамоту на земли вокруг Дымского озера для создания на них монастыря.

По словам одного из авторов жития благоверного князя, псковского пресвитера Василия, Александр Ярославич почитал священство и монашествующих, поэтому и повелел дать жалованную грамоту на земли для монастыря.. А бывший тогда в Новгороде архиепископ Исайя благословил поставить деревянную соборную церковь преподобного Антония Великого, в честь ангела первоначальника Дымской пустыни, с пределом в ней Покрова Пресвятой Богородицы и кельи для проживания монашествующих. Когда же церковь эта пришла в ветхое состояние, на ее месте был построен деревянный двухэтажный храм с пределами: преподобного Антония Великого, а на втором этаже святителя Николая Чудотворца. После возведения первого храма была поставлена теплая церковь с трапезою во имя Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а за полтора километра от обители возникло монастырское кладбище.

После многолетних трудов, во многом скрытых от нас за давностью лет, отдав ровно тридцать лет на построение своей обители и предвидя духом день своего отшествия ко Господу, Антоний собрал иноков чтобы проститься с ними. Затем, приобщившись перед разлучением души от тела Святых Христовых Тайн 24 июня (7 июля по н. с.) 1273 года с молитвой на устах предал свою душу ко Господу. Трудолюбивое тело его было положено на левой стороне в построенной им церкви преподобного Антония Великого. Всего же основатель и строитель Дымской обители прожил в многомятежном мире шестьдесят семь лет.

Преподобного Антония Великого

Церковь празднует память Антония Великого – основателя отшельнического монашества. Годы жизни: 251-356.

Преподобный Антоний, величайший подвижник, основатель пустынножительства и отец монашества, получивший от Святой Церкви наименование Великий, родился в Египте, в селении Кома, близ Фиваидской пустыни, в 251 году. Родителями его были благочестивые христиане знатного происхождения. Антоний с юности был всегда серьезным, сосредоточенным. Он любил посещать церковные службы и слушал Священное Писание с таким глубоким вниманием, что запоминал слышанное на всю жизнь. С юности руководствовался он заповедями Господними.

Святому Антонию было около двадцати лет, когда он лишился родителей, и на его попечении осталась малолетняя сестра. Посещая церковные службы, юноша проникся благоговейным чувством к тем христианам, которые, как повествуется в Деяниях апостольских, продавали свои имения, а цену их полагали к ногам Апостолов. Услышав в церкви Евангельские слова Христа, обращенные к богатому юноше:

«Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21), Антоний воспринял их как сказанные лично ему.

Он продал имение, оставшееся ему после смерти родителей, раздал деньги нищим, оставил сестру на попечении благочестивых девственниц в монастыре, покинул родительский дом и, поселившись недалеко от своего селения в бедной хижине, начал подвижническую жизнь. Трудами рук своих он зарабатывал на пропитание и на милостыню бедным. Иногда святой юноша посещал и других подвижников, живших в окрестностях, и от каждого старался получить наставления и пользу.

К одному из подвижников он обратился за руководством в духовной жизни. В этот период жизни преподобный Антоний подвергся тяжким искушениям от диавола. Враг рода человеческого смущал молодого подвижника помыслами, сомнениями в избранном пути, тоской по сестре, пытался склонить Антония к плотскому греху, но преподобный хранил твердую веру, непрестанно творил молитву и усилил подвиги. Антоний молился, чтобы Господь указал ему путь спасения, и ему было явлено видение. Подвижник увидел человека, который попеременно то совершал молитву, то начинал трудиться – это был Ангел, которого Господь послал для вразумления Своего избранника. Тогда преподобный установил строгий порядок своей жизни. Он принимал пищу один раз в сутки, а иногда один раз в два-три дня; все ночи проводил в молитве, предаваясь краткому сну лишь на третью или четвертую ночь после непрерывного бдения.

Однако диавол не оставлял своих ухищрений и, пытаясь устрашить преподобного, являлся под видом чудовищ, но святой с непоколебимой верой ограждал себя Животворящим Крестом. Наконец, враг явился ему в виде страшного черного отрока и лицемерно признал себя побежденным, рассчитывая склонить святого к тщеславию и гордости. Но преподобный отогнал врага молитвой. Для большего уединения святой поселился вдалеке от селения, в гробнице.

В определенные дни его друг приносил ему скудную пищу. И здесь бесы, напав на подвижника с намерением убить его, нанесли ему тяжкие побои. Однако Господь не допустил смерти Антония. Друг святого, принесший по обычаю пищу, увидел его замертво лежащим на земле и отнес в селение. Святого сочли умершим и стали готовиться к погребению. Но преподобный глубокой ночью пришел в сознание и умолил своего друга отнести его обратно в гробницу. Твердость святого Антония была сильнее ухищрений врага. Приняв вид диких зверей, бесы вновь пытались принудить святого покинуть избранное им место, но он опять отогнал их силой Животворящего Креста.

Господь подкрепил силы Своего угодника: в разгар борьбы с темными силами преподобный увидел спускавшийся к нему с неба светлый луч и воскликнул:

«Где был Ты, милосердный Иисусе?.. почему с самого начала не явился исцелить мои раны?» Господь ответил: «Антоний! Я был здесь, но ждал, желая видеть твое мужество; теперь же, после того, как ты твердо выдержал борьбу, Я буду всегда помогать тебе и прославлю тебя во всем мире».

После этого явления преподобный Антоний встал, исцеленный от ран и готовый к новым подвигам. В это время ему было 35 лет. Приобретя духовный опыт в борьбе с диаволом, преподобный задумал уйти вглубь Фиваидской пустыни и в полном уединении служить Господу трудом и молитвой. Он просил старца-подвижника (к которому обращался в начале своего иноческого пути) удалиться вместе с ним в пустыню, но старец, благословив преподобного на новый, до тех пор неизвестный вид подвига – отшельничество, по старческой немощи, не решился ему сопутствовать.

Преподобный Антоний ушел в пустыню один. Диавол пытался остановить его, бросая перед преподобным драгоценности и золото, но святой, не обращая на них внимания, прошел мимо. Дойдя до одной горы, преподобный увидел какое-то заброшенное огороженное строение и поселился в нем, заложив камнями вход. Тот же верный друг приносил ему дважды в год хлеб, а вода имелась внутри ограды. В полном молчании принимал преподобный приносимую пищу. В полном уединении и непрестанной борьбе с бесами преподобный Антоний прожил 20 лет и обрел, наконец, спокойствие духа и мир в помыслах.

Когда настало время, Господь открыл людям Своего великого подвижника. Преподобному предстояло наставить многих мирян и монахов и руководить иноками. Собравшиеся к ограде преподобного люди разобрали заграждавшие вход камни, проникли к святому Антонию и просили взять их под свое руководство. Вскоре гора, на которой подвизался святой Антоний, была окружена целым поясом монастырских обителей, и преподобный с любовью наставлял насельников, уча духовной жизни тех, кто пришел в пустыню спасаться. Он учил прежде всего постоянству в принятом на себя подвиге, неослабному стремлению угодить Господу, щедрому и бескорыстному отношению к трудам, понесенным ранее. Он убеждал не страшиться бесовских нападений и прогонять врага силой Животворящего Креста Господня.

В 311 году Церковь постигло испытание – жестокое гонение на христиан, воздвигнутое императором Максимианом. Желая пострадать вместе со святыми мучениками, преподобный Антоний покинул пустыню и пришел в Александрию. Он открыто служил мученикам в их заточении, присутствовал на суде и допросах, но мучители к нему даже не прикоснулись! Господу угодно было сохранить его на пользу христианам. По окончании гонения преподобный вернулся в пустыню и продолжал подвиги. Господь даровал Своему избраннику дар чудотворения: преподобный изгонял бесов и исцелял больных силой своей молитвы. Множество приходящих к нему людей препятствовало его уединению, и преподобный ушел еще дальше, в так называемую «внутреннюю пустыню», и поселился на вершине горы. Однако братия из пустынных монастырей разыскали преподобного и умолили его хоть изредка посещать их обители.

Еще раз преподобному Антонию пришлось покинуть пустыню и прийти к христианам в Александрию, чтобы защитить православную веру от ереси манихеев и ариан. Зная, что имя преподобного Антония почитается всей Церковью, ариане возвели на него клевету – якобы он придерживается их еретического учения. Прибыв в Александрию, преподобный Антоний всенародно, в присутствии епископа, проклял арианство. Во время своего недолгого пребывания в Александрии он обратил ко Христу великое множество язычников. К преподобному приходили языческие философы, желая своими умствованиями поколебать его твердую веру, но он простыми, убедительными речами привел их к молчанию.

Равноапостольный царь Константин Великий (+ 337, память 21 мая) и его сыновья глубоко почитали преподобного Антония и просили его посетить их в столице, но преподобный не пожелал оставить своих братьев-пустынников. В ответном послании он убеждал императоров не гордиться высоким положением и помнить, что и над ними есть Нелицеприятный Судия – Господь Бог.

85 лет своей жизни провел преподобный Антоний в пустынном уединении. Незадолго до своей смерти преподобный поведал братии, что вскоре он будет взят от них. Еще и еще раз поучал он их в чистоте хранить православную веру, избегать всякого общения с еретиками, не ослабевать в иноческих подвигах.

«Старайтесь же паче пребывать всегда в единении между собою, а преимущественно с Господом, и потом со святыми, да примут они и вас по смерти в вечные свои кровы, как друзей и знаемых», — так передано предсмертное слово преподобного в его житии.

Преподобный завещал двум из своих учеников, находившимся при нем последние 15 лет его жизни, похоронить его в пустыне и не устраивать торжественного погребения его останков в Александрии. Из двух своих мантий одну преподобный завещал святителю Афанасию Александрийскому (память 18 января), другую – святителю Серапиону Тмунтскому. Преподобный Антоний мирно скончался в 356 году в возрасте 105 лет и погребен своими учениками в прославленной им пустыне в сокровенном месте.

Жизнь прославленного подвижника, преподобного Антония Великого, подробно описана отцом Церкви святителем Афанасием Александрийским. Это творение святителя Афанасия – первый памятник православной агиографии – считается одним из лучших его писаний; святитель Иоанн Златоуст говорит, что это житие нужно читать всем христианам.

«Повествование сие мало значительно в сравнении с Антониевыми добродетелями, — пишет святой Афанасий, — однако же и из сего заключайте, каков был Божий человек Антоний. С юных лет и до такого возраста соблюдавший равное усердие к подвижничеству, ни по старости не обольщавшийся дорогими снедями, ни по немощи тела своего не изменявший вида своей одежды, ни в чем однако же не потерпел он вреда, Глаза у него были здоровы и невредимы и видел он хорошо. Не выпало у него ни одного зуба, а только ослабли они в деснах от преклонных лет старца. Здоров он был руками и ногами (…). А что всюду говорили о нем, все удивлялись ему, даже не видавшие любили его – это служит доказательством его добродетели и Боголюбивой души».

Из творений самого преподобного Антония до нас дошли:

1) Речи его, числом 20, трактующие о христианских добродетелях, особенно монашеских;

2) Семь посланий к монастырям – о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе;

3) Правила жизни и увещания к монахам.

В 544 году мощи преподобного Антония Великого были перенесены из пустыни в Александрию, а затем, по завоевании Египта сарацинами в VII веке, в Константинополь. Из Константинополя в Х-XI вв. святые мощи перенесены в епархиальный округ Вьенский, а в XV веке – в Арис (Франция), в храм святого Иулиана.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *